ЕДЕМ В ОТПУСК НА МАШИНЕ
- Кто такой автотурист?
- Это человек, который едет за 5000 километров, чтобы сфотографироваться возле своей машины!
Пока мы, говоря о "людях, сидящих за рулем", подразумевали в основном тех, кто ездит больше по разным деловым и хозяйственным нуждам, причем в основном по городу. И у кого пресловутое расстояние "из точки А в точку Б" туда и обратно не превышает нескольких десятков километров.
Но есть еще отдельная категория поездок – длительные поездки по трассе: у такой езды, в отличие от движения по городу, есть свои вопросы "психологии безопасности". особенно если такие длительные поездки не являются для вас привычными, деловыми и обыденными: например, вам не приходится каждый день ездить на работу в другой город, вы не работаете шофером-дальнобойщиком и т.п. Подобные водители и без разных советов всегда готовы к длительной поездке. А вот тем, кто предпринимает дальние автопутешествия один-два раза в год, да еще всей семьей, а тем более с детьми – к таким поездкам надо готовиться: как физически, так и психологически.
В первую очередь, как рекомендуют все учебники, необходимо готовить автомобиль: проверять уровень всех "эксплуатационных жидкостей" (бензина, масел, омывателя стекол, тормозной жидкости, охлаждающей и т.п.); контролировать давление в шинах (не забывая о запасном колесе); установить сход-развал… Если вы вправду редко ездите на машине на большие расстояния – вообще может не повредить "небольшое предотпускное ТО" для автомобиля – либо своими силами, либо на надежном сервисе.
Перед длительной поездкой в машину должно быть уложено ее "приданое": в первую очередь то, что регламентировано правилами. Это пресловутые "огнетушитель, аптечка и знак аварийной остановки". А плюс к этому – буксирный трос, домкрат, провода прикуривателя, насос, запас эксплуатационных жидкостей, а также минимальный набор инструментов и запчастей, рассчитанный на специфику лично вашего автомобиля.
Некоторые водители (чаще из разряда импульсивно-эпилептоидных) говорят, что, мол, "нужно взять только трос и побольше денег". Разумеется, решать все равно вам, и многое зависит от специфики той местности, куда вы собрались ехать. Если она малонаселенная и не тронутая цивилизацией – может статься, что там и деньги предложить будет некому, а вот инструменты могут прийтись весьма кстати.
Еще плюс к машинному приданому положите в бардачок фонарик (лучше два) и карту той местности, куда вы собрались ехать. Кстати, если у вас достаточен водительский опыт и вам предстоит следовать по знакомой трассе – при желании можно следовать и ночью (менее загружены дороги), хотя езда ночью не предполагает "абсолютной отвязности и безбашенности на дороге" – скорее наоборот. А если место незнакомое и вы туда едете впервые – ориентируйтесь все же на то, чтобы ехать по этой местности в относительно светлое время суток.
Однако, кроме подготовки автомобиля, к долгой поездке не лишне подготовить и водителя, и пассажиров..
Питание в дороге
Шофер грузовика заказал в придорожном кафе бифштекс, но едва официантка принесла ему блюдо, как три рокера забрали у него мясо и съели. Шофер как ни в чем ни бывало расплатился с официанткой и покинул кафе.
- Сразу видно, - сказал один из рокеров, - этот парень не умеет за себя постоять.
- Да, - согласилась официантка, поглядев в окно, - водить он тоже не умеет. Не успел отъехать, как раздавил чьи-то три мотоцикла...
Если дорога займет более 4-5 часов – надо будет подумать о том, что и где вы на протяжении этой дороги будете есть.
С первым вопросом вроде бы не проблема: мол, сейчас вдоль дорог полно всяких "точек быстрого питания". Однако придорожные кафешки могут быть опасны в плане различных неприятностей с пищеварением, возникших уже после того, как вы съели не совсем качественное блюдо и проследовали далеко вперед. Поэтому если уж намерены питаться в попутных закусочных – выбирайте такие точки, которые принадлежат к известным сетям питания или которым лично вы доверяете. Но безопаснее все-таки брать какой-то перекус с собой - благо сейчас появилась в продаже масса автохолодильников, пищевых термосов и прочего оборудования для хранения свежей и горячей (или наоборот, холодной) еды.
Однако в качестве перекуса подойдет далеко не любой продукт.
Если вы в пути не намерены останавливаться для отдыха (или по каким-то другим надобностям), берите с собой то, что удобно жевать за рулем. И что не надо запивать: потому что из любой, самой удобной бутылочки жидкость выпивается по системе "запрокинув голову", а этого в процессе вождения делать небезопасно. Даже для того, чтобы всунуть прилагаемую соломинку в пакетик сока – и то нужно ваше внимание, которое должно быть по идее приковано к дороге! Поэтому если вы берете с собой бутылки с напитками или пакетики с соком – либо планируйте как минимум одну остановку, либо у вас на переднем сиденье должен быть пассажир, который согласится заниматься соломинками и пакетиками. Если вы едете в отпуск семьей – как правило, это будет ваша жена (муж). Если же ваша половина тоже водит автомобиль – вы можете не останавливаться на долгий перекус (особенно если нет времени), а просто поменяться – и уже самостоятельно на пассажирском сиденье заниматься вашей едой и напитками.
Да, порой "еда именно за рулем" нужна водителю, чтобы банально не заснуть. Но в таком случае, может быть, ему все-таки полезнее не жевать, а действительно либо остановиться и подремать, либо поменяться с "напарником" – мужем или женой?
Но бывают ситуации, когда останавливаться просто нет времени – мало ли что? И покормить вас с пассажирского сиденья тоже некому (допустим, все спят). Тогда берите на "мобильный перекус" такие банальные вещи, как сухофрукты и орехи (то, что называется "сухая смесь" – готовые к употреблению, которые не надо мыть или чистить), или маленькие крекеры, или свежие фрукты кусочками – заранее нарезанные (и такие, которые не сильно испачкают руки). Можно, если любите сладкое, взять шоколадное драже, которое не надо ломать и которое тоже не должно пачкать рук.
Кстати, если вы берете с собой любой шоколад – не держите его в бардачке, он там растает. При движении в жару лучше вообще долго шоколад не держать в машине (опять же если нет автохолодильника, термо-сумки и т.п.), а съедать одним из первых.
Перекусы в пути для водителя не должны быть сильно плотными – некоторых "переедание" бодрит, но большинство, наоборот, после обильной еды начинает клевать носом. И опять же: если ощутили, что вас клонит в сон – либо поспите немного на обочине, либо меняйтесь с супругом (супругой).
Нежелательно брать с собой пищу, привлекающую насекомых (в частности ос). Если чем-то сладким испачкали руки – держите на этот случай в машине влажные салфетки (свежие, не пересохшие) и (или) "техническую воду" для мытья рук и тряпочку для их вытирания (чистую, не в масле). Это мелочи, но их наличие может избавить вас в пути от последующего дискомфорта, вызванного банальным пищевым отравлением из-за плохо вымытых или вытертых не очень чистой тряпкой рук.
Та еда, которую вы все будете есть, сделав "пищевую остановку", должна быть подготовлена: заранее нарезана, помыта и упакована. Не пожалейте на это времени при подготовке к поездке (это можно доверить и той "половине пары", которая, скажем, не занята предварительным обслуживанием и загрузкой машины).
Кстати, не берите с собой и пищу, которая сама по себе может вызывать лично у вас желудочно-кишечный дискомфорт. И разумеется, не везите с собой скоропортящихся продуктов, особенно если не предусматривается их хранение в автохолодильнике.
Если же в машине дети – то питание "на ходу" для них исключается. Дети едят ТОЛЬКО на "пищевых остановках". Ибо мало того что за едой во время движения они способны перепачкать себя, салон и все, что есть в салоне – также, скажем, при резком торможении ребенок может поперхнуться, а если он при этом пьет не из мягкой емкости – может выбить передние зубы.
Вообще "дети в машине", тем более в долгом пути – тоже отдельная тема…
Дети в машине
В жаркий летний день большая семья, нагруженная пледами, шезлонгами, корзинами с едой и купальными принадлежностями, пересекает пляж по направлению к автостоянке. Через десять минут процессия возвращается обратно. Впереди идет глава семьи и говорит своему маленькому сынишке:
- Ну а теперь, деточка, покажи папочке, ГДЕ ТЫ ЗАКОПАЛ КЛЮЧИКИ?!!
Если в вашей машине едет совсем маленький пассажир – с ним, как ни странно, может быть куда меньше хлопот: он находится в специальном автокресле, не задает множества вопросов и для гигиенических нужд, пользуется надетыми на нем специальными подгузниками. Собственно, вся забота о нем в длительной поездке заключается в наличии необходимого питания и прочего приданого, а это уже вопрос не езды в автомобиле, а общего ухода за ребенком. Куда большую сложность представляют дети такие, которые уж вовсю вертятся по салону, задают разные вопросы (чаще всего водителю) и при этом не знают, чем в длинной и весьма для них утомительной поездке себя занять. Если таких детей двое и больше – вопрос с их размещением в салоне не стоит так остро, потому что они частенько "развлекают сами себя". Если же ребенок один, то с ним может быть несколько сложнее.
Дочка получила водительские права, и отец согласился поехать в машине вместе с ней. Широко улыбаясь, он сел на заднее сиденье.
- А почему бы тебе не сесть рядом со мной? - спросила дочка.
- Я ждал этого момента с тех пор, как ты была совсем маленькой, - ответил папа. - Теперь моя очередь сидеть сзади и колотить ногами по сиденью.
Часто детям во время поездки дают какую-нибудь еду, чтобы они не вертелись, не дергали остальных пассажиров и не приставали с вопросами типа "А до-о-о-о-лго еще ехать?" Слов нет, такое поведение детей очень нервирует в первую очередь водителя (даже самого спокойного – если это продолжается на протяжении нескольких часов), но решать эти проблемы с помощью еды или разного рода лакомств рискованно: выше говорилось, почему. Учтите также, что ребенок может потребовать остановиться "для решения гигиенических вопросов" в самом неожиданном месте, поэтому в принципе не стоит давать детям по время поездки лишнюю для их организма (и принимаемую только как развлечение) еду и воду. И разумеется, следует при движении учитывать, что дети потребуют более частых и возможно, более длительных остановок по пути – особенно если у ребенка плохо развит вестибулярный аппарат и его "укачивает" в машине. Кроме того, ребенку будет полезно "размяться" во время остановки после долгого сидения – ведь больше всего маленьких детей утомляет неподвижное нахождение на одном месте.
Детям нельзя разрешать высовываться из окон во время движения – мало того, что они могут банально выпасть или их заденет встречный автомобиль – как минимум, они могут простудиться… Также не стоит разрешать детишкам выкидывать из окон машины обертки и огрызки (вот еще один довод против того, чтобы давать ребенку еду во время движения).
В качестве альтернативы "чем увлечь детей в монотонной дороге" можно обустроить на заднем сиденье нечто типа лежанки, чтобы ребенок мог лечь, если устанет долго сидеть (правда, в таком случае кто-то должен отстегнуть его ремни безопасности, которыми он у вас, конечно же, пристегнут сзади; а водителю следует учесть при выборе стиля езды, что у него по заднему сиденью мотается незафиксированный ребенок. Еще в зависимости от возраста ребенка можно приготовить ему в дорогу любимые игрушки или книжки с крупными картинками (читать в машине во время движения нежелательно, это портит глаза), или просто с ним пообщаться (если есть кому), рассматривать в окно пейзажи и т.п. Вообще детей (особенно одного ребенка) сложно перевозить на большие расстояния без сопровождающего взрослого, который может во время движения этих детей развлекать, чтобы они не приставали к водителю. Правда, если вы едете ночью – в это время суток детишки обычно спят, тем паче если они уже привыкли "спать в машине".
В любом случае, если вы отправляетесь в поездку с детьми (и эти дети нуждаются в какой-то коррекции поведения в длительной поездке) – подумайте заранее, чем их отвлекать и развлекать. Можно вместе со взрослым пассажиром громко распевать песни (так ребенка может меньше укачивать), если, конечно не возражает водитель. Можно в качестве примера поручить ребенку (особенно уже не очень маленькому) наблюдать за дорожными знаками (и заодно учиться их различать). Или сделайте заранее дома вместе с ребенком специальную "карту-схему" вашего маршрута, чтобы он (если уже умеет читать) отслеживал те пункты, которые вы уже проехали. В любом случае, очень желателен "свободный взрослый" (лучше всего – на заднем сиденье), который будет развлекать ребенка во время долгой дороги и не даст ему приставать к водителю.
Однако если иному ребенку (в самом крайнем случае) можно напрямую сказать "не приставай к тому, кто за рулем" – то другому нередкому "пассажиру" семейного экипажа этого не скажешь. Потому что этот пассажир – животное.
Животные в машине
Инспектор ГИБДД останавливает машину, за рулем которой сидит собака, а на заднем сидении - пассажир. Инспектор:
- Вы с ума сошли!!! Посадить собаку за руль!!!
- Причем тут я, - оправдывается пассажир, - сам только недавно подсел по дороге.
В отпуск с животными ездят очень часто. Прежде всего – наличие машины предоставляет в этом плане определенную свободу. Потом – если животное "член вашей семьи", то может быть просто некомфортно отдыхать без него. Затем – и само животное, оставленное на передержку знакомым, соседям или даже в гостинице для животных, подчас тоскует и болеет без хозяев… В общем, так или иначе, - если вы решили брать в длительную поездку вашего четвероногого или пернатого друга, тоже учтите несколько важных моментов в плане безопасности.
Мелких животных лучше перевозить в специальных контейнерах-переносках. Животное плохо представляет себе специфику езды в машине и как правило, может начать свое собственное движение – по салону. Вас это может на первых порах даже умилять, но водителю будет не совсем удобно, если та же кошка или птичка окажется вдруг у него на голове или не дай бог, под педалями. Даже если кошка будет сидеть за задним стеклом автомобиля – следующий сзади водитель может на нее отвлечься и случайно врезаться в вас сзади…
Так что любое животное, которое умещается в клетку-переноску, безопаснее в этой переноске и перевозить. Лучше, если это будет переноска, в которой животное уже куда-то перевозили или в которой оно "погостило" перед поездкой некоторое время: где привычные для него запахи, привычная подстилка, любимая игрушка и т.п. Это будет безопаснее и для вас, и для животного. В крайнем случае животное может ехать на руках пассажира, сидящего сзади (потому что руки переднего пассажира в длительной поездке, как мы уже говорили, бывают нужны водителю). Но в таком случае это будут те же проблемы, что и с перевозкой детей – если не больше…
Если с вами следует крупная собака – рассчитывайте на то, что для нее в салоне придется отвести отдельное место на заднем сиденье (никак не на переднем!) Можно посадить собаку и на пол в ногах у одного из "задних" пассажиров – но учтите, что некоторые песики очень любят во время движения смотреть в окно, а то и высовывать туда свой нос. И если собака у вас расположится на заднем сиденье – не поленитесь при возможности пристегнуть ее ремнями безопасности – чтобы она, если что, при резком торможении не слетела с сиденья и не получила травму. Можно еще рассмотреть такую вещь, как "гамак в салон автомобиля для собак". Но эта конструкция нравится не всем хозяевам и не всем собакам.
Еще один вариант размещения животного в салоне в отсутствие специальной переноски (или, наконец, если оно в переноску не входит по размерам) – багажный отсек автомобиля-универсала, отгороженный специальной сеткой. Но во-первых, если вы едете в отпуск, у вас в этом отсеке наверняка уже лежит багаж? А во-вторых, не всякое животное захочет ехать отдельно от вашей семьи, особенно если оно ощущает себя ее полноправной частью. И даже если не будет предпринимать попыток вылезти – может издавать по этому поводу протестующие звуки, которые тоже не оказывают благотворного влияния на спокойствие водителя…
Еще важный момент: при движении в автомобиле на вашей собаке все равно должен быть ошейник и поводок – потому что в случае остановки пес может, натерпевшись без движения, выскочить в открытую дверь – и нередко на проезжую часть. Посему необходимо, чтобы было за что его удерживать, пока не вышел из машины хозяин или тот, кто будет совершать с животным прогулку во время остановки. Излишне говорить, что выпускать животное на такую прогулку в одиночку вблизи дороги и в незнакомом месте чрезвычайно рискованно.
И так же, как о еде и питье для себя – позаботьтесь о провизии и воде для вашего питомца на время езды. Особенно если вы совершаете поездку в теплое время года, а точнее говоря – в выраженную жару. По крайней мере вода для того, чтобы напоить животное и сберечь его от возможного перегрева, в машине должна быть – как и миска, в которую вы эту воду нальете на остановке. Что касается еды – кормите животное за час-полтора до поездки.
И разумеется, не рассчитывайте на то, что вы сможете кормить и поить питомца на ходу. Понятно, что передвижение с животными, должно включать в расчетное время и запас на эти необходимые остановки. По поводу того, кормить ли животное в пути – вопрос неоднозначный: если ваш питомец плоховато переносит езду в автомобиле и ему, как вы увидите на остановках, вообще в дороге не до еды – то и не кормите его насильно. Если же питомец весел, активен и на "пищевой стоянке" активно клянчит у вас бутерброды – то позаботьтесь о том, чтобы выделить и ему какую-то небольшую порцию.
Не оставляйте животное (особенно крупную собаку) в машине на длительных стоянках – особенно на солнце и с закрытыми дверями и окнами. Даже если вы совершаете по дороге какое-то "культурное посещение" музея или парка, куда не пускают с животными – позаботьтесь о том, чтобы вашему питомцу не было в машине слишком жарко и душно. Оставьте чуть приоткрытым стекло, поставьте машину в тень, а также по возможности не отсутствуйте излишне долго.
Не забудьте взять с собой ветеринарный паспорт животного (он должен быть обязательно), а также позаботьтесь о том, чтобы животное было привито – особенно от тех инфекций, которые могут встречаться в "месте назначения".
И разумеется, прежде чем везти питомца куда-то далеко, его разумно в принципе приучить к машине в более кратких поездках. Потому что некоторые "братья меньшие" не очень хорошо переносят езду в автомобиле – их самым натуральным образом тошнит, кружится голова и т.п. Часто такое бывает у крупных собак. Поэтому если вы собираетесь куда-то возить своего питомца на большие расстояния – позаботьтесь о том, чтобы он привыкал к автомобилю с как можно более раннего возраста.
Как не уснуть в пути
Поздняя ночь, шоссе. Чтобы не заснуть, водитель-дальнобойщик включает радио.
Ведущий передачи говорит:
- А сейчас передача для тех, кто не спит!
Включается запись и занудным голосом:
- Раз, прыгнул слоник через забор, два прыгнул слоник через забор, три прыгнул слоник через забор, четыре ...
Однако самая насущная проблема долгой поездки по трассе – ее монотонность. От такого устают не только дети и животные – часто клонит в сон и взрослых пассажиров, а то и самого водителя. Понятно, что последнее в плане безопасности безусловно лишнее.
Опасность заснуть в процессе вождения успешно предотвращается, если вы следите за временем вашего нахождения за рулем. И делаете остановку (или меняетесь со вторым водителем) не тогда, когда "уже начнете клевать носом", а через строго определенное время. Это зависит от специфики ваших физиологических реакций, а также от привычной длительности вашего "рабочего дня". Если вы обычно работаете без перерыва 12 часов и не устаете – вы, как правило, ведете машину 6 часов без остановки (если это позволят ваши пассажиры). Если вы устаете за 6 часов работы – ведите машину 3 часа. А после – остановитесь на обочине размяться (чаще днем), или наоборот – подремлите (чаще ночью). Или опять же – предоставьте право вести машину сменному водителю (тоже на определенный промежуток времени, зависящий уже от его индивидуальных физиологических особенностей).
для водителей-новичков (особенно для тех, кто первый раз выехал в длительную поездку) остановка или смена водителя должна производиться через 2-3 часа. И неважно, что вы "еще не засыпаете" – останавливаетесь или меняетесь, что называется, превентивно, не дожидаясь, когда вы резко потеряете контроль над дорогой и сами этого не заметите.
Ведь самое опасное на трассе – не ее монотонность и даже не более высокая (по сравнению с городской ездой) скорость движения, а "нештатные ситуации", которые при этой монотонности и на этой скорости возникают. Как правило, они создаются резко (так ощущается из-за равномерности обычной дорожной ситуации) и развиваются быстро (из-за высоких скоростей). Поэтому при езде на трассе при всей ее однообразности надо иметь более высокую "скорость реакции", чем в городе! Необходимо быть готовым к резкому переходу от монотонной расслабленности к быстрому реагированию. Посему именно на трассе очень важно водителю всегда иметь "достаточно свежую голову".
Есть такие водители, которые, невзирая ни на какие рекомендации, все равно готовы торчать за рулем по 14-16 часов подряд, никому не уступая "права управления". Чаще всего это вызвано банальным желанием побахвалиться "своей выносливостью и умением водить" – мол, я за рулем никогда не устаю! Однако не устать за 14-16 часов напряженной (пусть и любимой) работы, коей является вождение, физиологически невозможно, если только вы не робот. И даже если вам пока удавалось просидеть за рулем столько времени безвылазно "и ничего с вами и вашими пассажирами не произошло" - все равно имейте в виду: это все до первой нештатной ситуации…
Хотя конечно, часто такие "упорные водилы" втайне лукавят, превращая в отдых плановые остановки для перекусов или "пис-стопов". Но в любом случае, когда такой водитель говорит "я не устаю" – знайте: ЭТО НЕПРАВДА. Просто он никому не показывает своей усталости (считая это "непозволительной слабостью") или просто обманывает в первую очередь сам себя.
Еще бывает, что человек оказывается словно "пьян от вождения", особенно на трассе. Острота процесса его захватывает, доставляет удовольствие буквально наркотическое - а в результате притупляет его внимание. И он не всегда может адекватно оценить и собственную скорость реакции, и дорожную обстановку. Здесь можно вернуться и прочитать все, что касается обычного опьянения в легкой форме: симптомы подчас, как ни странно, схожи.
И еще одна причина такого физиологически неадекватного поведения, когда водитель категорически отказывается от длительного отдыха или замены – это обычное "нежелание никому уступать бразды правления". Тот самый случай, когда такой глава семьи (часто так ведет себя мужчина) – не лидер, а доминант. Ему сложно сохранить "свое чувство главенства", если он – не дай бог! – на какое-то время покемарит на пассажирском сиденье!
Мне довелось знать семью, которая довольно часто ездила в отпуск на приличные расстояния на машине. При этом действующими (и ездящими в городе по своим делам) водителями были и жена, и взрослый сын "главы семейства". Правда, у каждого был свой автомобиль. Но когда вся семья собиралась в одной машине – за рулем сидел только папа. И никого за этот руль никогда не пускал. Потому что только за рулем он мог играть в те иерархические игры, о которых говорилось выше…
А на самом деле отдых от самого процесса езды нужен даже пассажирам (особенно детям и животным), а тем паче водителю. И точно так же, как ни один здравомыслящий мужчина не кичится тем, что он-де способен долгое время держать над головой своих домочадцев груз весом в добрый центнер - так же достаточно, простите, глупо главе семейства кичиться тем, что он способен вести машину со своими домочадцами 15 часов без перерыва. И если у семейства действительно есть "глава" (а у главы есть голова, которой он думает) – он не может этого не понимать.
***